Vorota-21.ru

Стройка и Ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новые архитектурные материалы

Язык искусства:

как раскрыть детям тайну архитектуры

Продолжение. № 12, 13, 15, 18, 21, 22/2006

Западный портал церкви аббатства Сен-Мадлен. Ок. 1125. Везле, Франция

В предыдущих статьях цикла мы рассуждали вместе с читателем о том, как выстроить материал по изучению такого вида искусства, как архитектура. Мы ввели понятие «архитектурная форма», рассуждали об основных конструктивных системах. Сегодня мы продолжаем разговор об этом виде искусства. Речь пойдет о материалах, используемых в строительстве, о художественной стороне архитектуры.

Материалы, используемые в строительстве

Камень и кирпич

Устойчивость и ограниченность свойств материала объясняют неизменность большинства архитектурных форм, приверженность человечества к стоечно-балочным и сводчатым конструкциям.

В Древней Греции самым распространенным материалом был камень, для которого более всего подходила стоечно-балочная система конструкции. В Риме стали применять кирпич и бетон, и соответственно меняется конструкция — теперь стали возможными сводчатые перекрытия.

В Средние века возвращаются к камню, но стоечно-балочная конструкция Древней Греции уже никого не устраивает: растут города, возводятся большие соборы. Для их перекрытия балки уже не подойдут, поэтому возникает новый тип конструкции — каркасная. Она основана на целой системе средств, облегчающих силу тяжести сводов. Арка стала стрельчатой, что уменьшило распор и давление на стены, тяжесть свода со стен с помощью аркбутанов переместилась на контрфорсы. Элементы этой системы и составляют каркас здания, который, в свою очередь, предопределил художественное оформление, его легкость и ажурность.

Если, как мы уже говорили, для камня подходили плоские перекрытия стоечно-балочной конструкции, то кирпич давал возможность создать арку, свод, купол. Вот почему в готических сооружениях арки и своды возводились из кирпича, а сами стены, их внутренние и наружные части делали из камня.

На Руси с древних времен самым распространенным материалом было дерево. Именно дерево определяло основу архитектурной формы — восьмерик на четверике, покрытый шатром, с пристроенными помещениями.

Флорентийский собор. XIII-XIV вв.

Принятие христианства положило начало каменному строительству. Наши предки заимствовали у Византии ее строительную технику — с плинфой (плоским киричом) и большим слоем штукатурки между ее рядами. Здания с таким эффектом выглядели полосатыми, так как между рядами плинфы клали раствор с кирпичной крошкой, отчего он становился розовым. Такие памятники архитектуры сохранились на Украине и на юго-западе России.

Во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Ростове Великом, Ярославле, Новгороде, Пскове создавали свою строительную технику, использовали для нее местный белый камень, украшая стены причудливой каменной резьбой.

Применение в более позднее время сочетания кирпича и белого камня привело к характерному для зодчества Руси цветовому строю — красно-белой окраске зданий, характерной для так называемого нарышкинского барокко.

В отличие от камня кирпич — материал менее выразительный, поэтому его декорируют разными способами:

— прибегают к узорной кирпичной кладке;

— комбинируют архитектурные формы в пространстве, как это любили делать в готике, моделируя различные объемы, созданные из кирпича (костел Св. Анны в Вильнюсе);

сочетают цветной кирпич с глазурью в мусульманских постройках или используют поливной изразец в России, который вставлялся в кирпичс помощью специального выступающего объема;

Колизей в Риме. 75-80 н.э.

скрывают ряды кирпича штукатуркой, декорируют фасады колоннами и скульптурой. Это чаще всего делали в XIX в., когда кирпич считался простым, неэстетичным материалом и его пытались скрыть, придав зданию подобающий вид.

Кирпич, наряду с камнем, применялся в строительстве с эпохи Возрождения и вплоть до XIX в. С XIX в. начинают использовать железобетон и металлические конструкции, затем сборные конструкции, которые более экономичны и технически совершенны. Постройка здания заменяется его монтажом из крупных элементов заводского изготовления. Эти новые конструкции оказывают влияние и на внешний вид зданий, меняется их художественное оформление.

Церковь Грундвиг. 1913. Копенгаген

Бетон, цемент, железобетон

Бетон, оказывается, был известен уже в Древнем Риме, и это не случайно, ведь действующий вулкан Везувий находится на Апеннинском полуострове. Вулканический песок, смешиваясь с водой, образует скалообразный материал. Римляне использовали его для строительства гаваней, так как под воздействием морской воды материал становился еще прочней. Но где взять столько вулканического песка? Многие пытались решить эту проблему. Так был разработан рецепт из глины и извести.

Песок с Везувия (а потом стали находить похожий на него и в других местах) назвали битумом. Чтобы экономить это первое в истории вяжущее средство, в битум (бетон) стали добавлять кусочки обычного камня, и назвали эти добавки цементум.

Современный состав цемента был изобретен каменщиком Джозефом Эспидином в 1824 г. Он состоит из ряда минералов, которые размалывают, везут на стройку, где смешивают с гравием и водой для получения бетона. Если мы посмотрим под микроскопом, как «работает» бетон, то увидим, что песок и другие наполнители покрываются сначала пленкой, которая очень быстро превращается в кристаллы, растущие прямо на глазах. Эта структура похожа на самый твердый материал — мартеновскую сталь. Бетон затвердел.

К концу XIX века стала ощущаться сильная потребность в новом строительном материале, который сочетал бы в себе достоинства железа и бетона. Применяя по отдельности бетон и железо, строители долго не задумывались над тем, что их можно соединить. К этому пришли опытным путем.

Один французский садовник по имени Жозеф Монье изготовлял из бетона длинные горшки для цветов. Он очень расстраивался, когда его длинный горшок, поставленный на две опоры, ломался. Однажды, когда он из дерева сделал опалубку и влил туда состав для бетона, ему на глаза попались железные прутья. Он не долго думая сунул их в бетон — так был создан прочный строительный материал, а сам Монье превратился из садовника в богатейшего изготовителя железобетона.

Новый материал очаровал архитекторов. Один англичанин так поверил в него, что, создав водонапорную башню, поклялся, что встанет под ней, дабы доказать прочность железобетона. В день открытия сооружения архитектор в новом костюме кофейного цвета гордо встал под своим детищем. В резервуар стала набираться вода, и вдруг она хлынула мощным потоком. Зрители застыли в изумлении. А промокший до нитки архитектор твердо и непоколебимо стоял на своем месте. Оказалось, что дал течь резервуар, постройка же была незыблема.

МакГро Хиллбилдинг. 1928-1932. Нью-Йорк

Железобетон завоевал сердца строителей и архитекторов еще и тем, что он позволял скреплять опоры и несомые ими конструкции, а от этого постройка становилась прочнее, поскольку все части конструкции работали вместе.

В зависимости от цели

В архитектуре ХХ в. основным материалом строительства является железобетон, с его конструктивной гибкостью и выносливостью, способностью к созданию грандиозных сооружений. Кроме того, немалую роль играют такие материалы, как чугун, сталь, литое ковкое железо, алюминий, позволяющие перекрывать громадные пролеты, и стекло, создающее ощущение бесконечности пространственных объемов.

Материал имеет большое значение для архитектора, но он не господствует безраздельно. Язык материала многообразен, мастер может подвергнуть его обработке в зависимости от своих эстетических взглядов. Например, камень требует сплошных, простых, полнозвучных форм. Однако в готике, которая отвергает принципы египетской архитектуры, любящей монолитность и цельность, поверхность собора изрезана многочисленными нишами, арками, огромными окнами, а из камня выполнены скульптуры.

Необработанная поверхность гранита выглядит олицетворением мрачной, таинственной силы. Циклопическая кладка стен замков-цитаделей придает им примитивно-суровый характер. Распиленный и полированный гранит создает ощущение официальности, чопорности, стена имеет строго организованную, симметричную, статичную структуру (стоит вспомнить станции метро, облицованные гранитом). Рустовка, наоборот, создает ощущение светотени, рождает чувство динамики.

Материал часто определяет цвет архитектуры, а цвет играет решающую роль в эмоциональном восприятии. Известно, что древние греки, например, раскрашивали свои соборы: нижняя часть оставалась белой, горизонтали верха окрашивались в красный цвет, вертикали-триглифы — в черный или темно-синий, выделялся фон фронтона, чтобы скульптуры смотрелись четче.

Предприятия Фагус. 1911-1912. Альфред-на-Лейне под Хильдесхаймом, Германия

Белый цвет камня и штукатурки отличает русские храмы. Цвет дерева делает наши церкви теплыми, уютными, а блестящие лемехи куполов будто служат опознавательным знаком храма. В барочной архитектуре огромную роль играют золоченые детали.

Цвет и фактура материала могут подчеркнуть форму, а могут и разбить ее. Так, камуфляж, крупная неравномерная фактура или большой рисунок разбивают форму, а однотонность и гладкость подчеркивают ее.

Связь архитектуры и техники

На архитектурное сооружение влияет не только конструкция и материал, но и уровень развития техники.

Чтобы понять это, приведем такой пример. Раньше дома строили со сравнительно небольшими окнами, в которых обязательно были прорезаны форточки. Потом от этого отказались — окна стали больше, а форточки исчезли. Окна пропускают теперь намного больше света, их легче мыть. Вечером, когда окна освещены, дом приобретает вид огромного корабля. Почему же раньше этого нельзя было сделать? Проблема в том, что дома с окнами нового типа требуют более мощной и экономичной системы центрального отопления. При печном отоплении в домах с такими окнами было бы холодно.

Или еще пример. Люди позапрошлого века, увидев высотный дом, стоящий на бетонных колоннах, удивились бы и испугались его неустойчивости. Мы же, прекрасно понимая возможности бетона, любуемся этим зданием, как атлетом, взявшим рекордный вес. Таким образом, очевидно, что техническая мысль определяет облик современных архитектурных сооружений. Это касается и новых конструкций и материалов.

Но архитектура — это не только материалы, не только технические возможности. Есть еще одна немаловажная сторона — художественная. Об этом — в следующей статье.

Материалы, применяемые в архитектуре:

  • дерево;
  • кирпич (первоначально необожженный, впоследствии обожженный), разновидность кирпича — саман (в глину добавляются различные примеси, в том числе солома);
  • необработанный или тесаный камень;
  • бетон;
  • железобетон;
  • алюминий, чугун, железо;
  • стекло.

Параметры здания, определяемые материалом:

— размеры (деревянные чаще всего будут меньше каменных, а железобетонные массивнее последних);

— особенности конструкций (деревянные и каменные церкви Руси имеют совершенно разные конструктивные принципы);

— внешний вид (каменные создают чаще всего ощущение большей монументальности);

Современные тенденции в архитектуре

Научно-исследовательский медицинский институт. Буффало, США. Общая площадь — 476 тыс.кв.м.

Архитектура современная не только многообразна, но и удивительна. В четкие рамки ее поместить очень сложно. Но она, так же как и технический прогресс, стремительно развивается. Так каковы же основные тенденции и цели современной архитектуры.

Бурдж-Хали́фа — небоскрёб высотой 828 метров в Дубае, самое высокое сооружение в мире. Архитекторы: Эдриан Смит, Маршалл Страбала, Уильям Ф. Бейкер

Немецкий философ по имени Фридрих Шеллинг архитектуру назвал застывшей музыкой. Она всегда неповторима, имеет свою историю, свое настроение и свою душу. Двух полностью одинаковых городов, как и двух личностей одинаковых просто не существует. В одни города мы можем сразу же влюбиться, а к другим испытывать неприязнь.

Небоскрёб имени Михаэля Шумахера в Дубае


Архитектура является искусством. Именно она создает декорации и пространства, в которых наша жизнь проходит. В каждой эпохе архитектура представлена в определенном стиле, отражающем приоритеты, ценности и стремления человечества. Прогуливаясь по городам, можно по фасадам старых зданий читать летопись мира. Так и формируются культурные традиции, представления и вкусы.

Жизнь на месте не стоит, поэтому и архитектура постоянно меняется, а вместе с ней растут и запросы, а также потребности. Таким образом, застывшие мелодии прошлого уходят в историю, а на смене ей приходит новая актуальная для современной действительности архитектура.

Особняк в пригороде Мадрида (город Лас-Розас, Испания)

Когда речь заходит об архитектуре современной, сразу возникает вопрос, как она меняет уже сформировавшийся облик городов. Многие архитекторы и дизайнеры считают, что архитектура современная терпит крах, если не соответствует человеческой жизни, а также его целостности. Архитектура должна человеку давать все составляющие его жизненного благополучия, которое складывается из различных деталей, таких как экономический аспект, экология, свет, форма и эмоции и многих других.

Здание-спираль в Нагое, Япония. Высота 170 метров.

Современные строения обязаны быть не только красивыми, но и функциональными. Эстетика же всегда стоит несколько выше. Можно долго говорить о функциональности недвижимости, но встречают по внешнему облику. Также современная архитектура должна быть гармонично и умело, вписана в сформировавшуюся стилистику местности, но выглядеть при этом привлекательно и свежо.

Жилой комплекс The Wave в Вайле, Германия

Городская современная архитектура восхитительна тогда, когда включает в себя дизайнерские инновационные решения, содержит в себе элементы архитектуры будущего, а также имеет исторический контекст. Подобные успешные компромиссы архитектурные можно увидеть на примерах современных отелей. Основная тенденция в архитектуре городских современных отелей – создание полноценных объектов знаковых в рамках городского контекста. Также такие архитектурные сооружения полностью соответствуют образу жизни постояльцев. Ведь именно от этого зависят яркие и положительные впечатления, которые формируют в дальнейшем популярность временного места жительства.

Такие же задачи должна выполнять и архитектура жилой недвижимости. Главное не разрушить облик района, который был уже сформирован. Стоит отметить, что тренды существовали всегда и во всем, но если архитектура предназначена для создания наиболее комфортной и благоприятной среды для человечества, то, как же здесь рождается мода. Новые тенденции мировые определяют архитекторы. Сказать, какая именно страна наиболее влияет на развитие архитектуры, сложно. Отдельные элементы были позаимствованы в Италии и во Франции.

Кроме того, архитектура современная должна быть экологичной и энергосберегающей. Немецкие архитекторы занимают в этой сфере лидирующие позиции. Какой будет архитектура в том или ином городе, зависит от пристрастий самого архитектора. Если главный архитектор является фанатом всего немецкого, то мы увидим воплощение вкуса его во всем, в камне, бетоне и стекле. Если же архитектор увлечен классикой, то в разработке проектов будут участвовать архитекторы из Италии.

Trump Tower Baku — высотное здание в городе Баку, Азербайджан. Высота 130 метров.

Если же говорить о жилой недвижимости, то классический стиль в архитектуре был всегда самым продаваемым. Помимо классики очень популярны сегодня такие стили, как минимализм, модерн и шале. На смену смешанным стилям, смелым формам и экспериментам пришли расчет прагматичный и желание создать запоминающийся дом, комфортный и удобный для жизни. Основной тренд современной архитектуры – создание максимально комфортной для жизни среды. Достигается это за счет функциональности, грамотной организации пространства, эстетичности, эмоциональности, экономичности и заботы об экологии.

Сейчас как в архитектуре, так и дизайне слово «прекрасно» получило несколько иной смысл. Современная архитектура должна быть простой и не замусоренной лишними деталями.

5 тенденций современной архитектуры

По каким правилам живут и строят современные архитекторы

В архитектуре, как и в моде, каждый сезон появляются новые тенденции. Разве что сезоны в строительной сфере меняются не два раза в год, а значительно реже. Что в моде у архитекторов сегодня и какие тенденции доминируют в этой сфере, рассказывает украинский дизайнер и архитектор Сергей Махно.

  1. Просто – это достаточно

Задача дома – отвечать потребностям обитателя. Задача архитектора – концентрироваться на задаче дома. Все остальное – второстепенно.

Простыми формами и материалами можно сказать больше, чем лепниной и фронтонами. Ориентир в конструктивном минимализме – работы испанской студии Fran Silvestre Arquitectos.

Известный дом на скале в окрестностях Валенсии – контраст объемов, планов, структур. С помощью чистой геометрии, монолитных конструкций и технологических решений архитекторы «приручили» дикую горную местность. Дом уважает природу и принимает ее форму. Конструкция сдержанная, без излишеств. Общую ассиметрию создают три блока, смещенные по вертикальной оси. Интерьер и экстерьер выполнены в белом цвете, что подчеркивает аскетичность здания и делает его целостным.

Лучший архитектор – время. Оно дает материалам «вторую кожу», наделяет здание подлинностью, которую не купишь и не подделаешь.

Тенденция перевоплощать архитектурные объекты на рынке давно. Пример, которым можно восхищаться, – проект Kanaal бельгийского архитектора Акселя Вервордта. Он превратил старую фабрику в «город»: зерновые элеваторы уступили место квартирам, просторные цеха – офисам и галереями.

Если описывать проект в двух словах – это аутентичность и масштабность.
Новые технологии и материалы подчеркнули историческое наследие, раскрыли характер помещений, сохранив ценные приметы времени.

Несмотря на массивность, настроение архитектуры спокойное. В то же время, чтобы создать такую «простоту», нужно немыслимое количество сил.

Скорость – характерная черта современности. Место, где человек может отвлечься от внешних обстоятельств и обрести эмоциональную стабильность, – это природа. Архитекторы пытаются сделать ее ближе. Мы видим, как крыши зеленеют, а внутри домов растут деревья.

Все больше приживаются дзен-буддистские сады – зеленые оазисы с деревьями и камнями в современных технологичных зданиях. Необычное явление связывают с именем японского ландшафтного дизайнера Шунмио Масуно. Этот человек превратил сад в философию – обитель для сознания, место внутреннего диалога. Сад рассматривается не как дополнение к архитектуре, а как ее компонент.

Важная черта дзен-садов – упорядоченность. У каждой вещи свое назначение и место. Только так можно достичь атмосферы отрешенности и медитативности. Вход в сад часто отсутствует, созерцают его извне, например, через стеклянные стены комнаты в офисе.

  1. Воздух и свет

Открытые пространства, естественный свет, легкость стеклянных форм –
в архитектурном мире это тренды, которые никогда себя не изживут.
Добавьте сюда концептуальный подход – и получите крутой результат.

Не первый год это доказывает SANAA. В своих объектах японская студия играет на формах. Здесь и изогнутые стеклянные пластины от пола до потолка, и «серпантиновые» крыши на тонких опорах.

Знаменитый Нью-Йоркский MoMA меняется в зависимости от точки наблюдения благодаря наслоению объемов. В экстерьере сложной структуры, как правило, минимум изобразительных средств. Внешняя оболочка не должна отвлекать от содержания. Здания не агрессивны к ландшафту, а наоборот – сливаются с ним.

  1. Новые-старые материалы

В этой сфере архитектурный мир быстро развивается. Появляются инновационные материалы, ориентированные на экологичность и сокращение затрат. Открываются новые возможности и конфигурации старожилов рынка.

Фавориты сегодня – бетон, сталь, стекло и дерево. Эта четверка подобна универсальному коду, который используют архитекторы всего мира.
Выбор материала – результат взаимодействия разных факторов: предпочтений заказчика, климатических особенностей, городского планирования и т.д.

Одним из популярных сейчас материалов является бетон. С ним сложно состязаться в прочности и долговечности. Многих пугает простота материала, но это лишь обличье. Обычные бетонные боксы можно превратить в подлинный шедевр, правильно расставив акценты – на контраст объемов или нестандартное расположение.

Монотонность материала делает его всеядным в плане сочетаний. Здесь будут уместны самые смелые варианты. Также можно выбрать классику, например, бетон и сталь – это всегда беспроигрышный вариант.

Стекло – инструмент, с помощью которого архитектор управляет светом и нейтрализует тяжесть строения. Стеклянные двери, перегородки, большие окна в пол стирают границы здания, расширяя пространство.

Древесные структуры сближают архитектуру и природу. Дерево к лицу загородным домам, где на выходных собираются всей семьей. Это очень теплый материал, что вызывает приятные тактильные и визуальные ощущения.

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Архитектура будущего

Архитектура с древнейших времен прошла длинный и сложный путь развития от первобытных построек и до современных зданий, отличающихся невероятной красотой и гармоничностью экстерьера. Но многих интересует вопрос: какие изменения ждут архитектурный облик зданий в будущем? На что будут похожи дома через каких — то пару сотен лет?

К сожалению, мы не имеем возможности воспользоваться фантастической машиной времени, чтобы точно узнать, как будет изменяться внешний вид привычных нам на сегодняшний день построек. Однако специалисты в области архитектуры могут делать предположения, исходя из условий совершенствования строительной техники и изобретения новых материалов.

Особенности постройки зданий.

В строительстве предполагается использование типовых конструкций во время сооружения зданий, что поможет сократить объем затрат на необходимые материалы, а также уменьшить количество задействованных рабочих.

Появится возможность строить дома в ускоренном темпе — их можно будет собирать из готовых блоков, как детский конструктор, придавая зданиям необходимые архитектурные формы. Экстерьер зданий и сооружений более раннего периода постройки может быть изменен за счет добавления облегченных конструкций из инновационных строительных материалов.

Здания и сооружения классической архитектуры станут практически незаметными на фоне объемных и очень высоких построек будущего, для сооружения которых будут использованы инновационные материалы. Постройки гигантской высоты, сверкающие стеклом, металлом и зеркальными стенами, станут определяющими в архитектурном облике городов.

Предполагается, что в будущем строения будут очень высокими, потому что неуклонно увеличивающееся население земного шара будет нуждаться в жилплощади. Однако возможен и вариант подземного строительства, когда здания будут углубляться в почву на много этажей вниз.

Стройматериалы и технологии будущего.

Также можно предположить, что в будущем в строительстве будут использоваться исключительно новые, усовершенствованные материалы. В то же время, наряду с инновационными материалами будут использоваться натуральные, экологически чистые материалы, особенно во внутренней отделке помещений и создании интерьеров будущего века.

При этом важное значение будут иметь энергосберегающие технологии, примером которых могут служить солнечные батареи, размещенные на стенах и крышах некоторых современных построек. Эти батареи помогают накапливать солнечный свет, чтобы впоследствии аккумулировать его в электроэнергию.

Вторым известным на сегодняшний день способом альтернативной добычи электроэнергии является использование силы ветра. Возможно, в будущем нас ждет изобретение других, более интересных технологий, позволяющих накапливать не только энергию, но и воду.

Архитектурные формы.

И конечно же, стилистика архитектуры будущего во многом будет отличаться от современных построек по своему внешнему виду. Профессиональные архитекторы прогнозируют возникновение самых удивительных и необычных форм и новых архитектурных решений.

На сегодняшний день необычные дома строятся в разных уголках нашей планеты, однако можно прогнозировать, что в будущем для большинства построек станут характерными самые фантастические формы, поражающие воображение.

Специалисты предполагают, что весьма популярными станут необычные дома — то есть уникальные решения архитектурной формы. Многие профессиональные архитекторы современности отходят от ранее установленных рамок и строят дома настолько потрясающей формы, что постройки вызывают удивление и неизменное восхищение у зрителей.

Оформление ландшафта.

В будущем, как и в наши дни, большое внимание будет уделяться озеленению участков, расположенных вокруг зданий и сооружений. Ландшафтный дизайн будущего, безусловно, будет иметь очень много отличий от современного.

В первую очередь, предполагается озеленение крыши высотных построек. В современности уже есть примеры создания удачных насаждений на крышах многоэтажных зданий, но в будущем веке создание зеленых островков на крышах станет широко распространенным.

Архитектура будущего : 1 комментарий

Уже давно хотела узнать, каких же изменений в облике городов можно ожидать в будущем. И теперь, прочитав статью, поняла, что внешний вид городов изменится до неузнаваемости. Когда — то в школе мы писали сочинение на тему : » Каким я вижу облик городов в будущем?». Все ребята старались, и описывали придуманные ими нереальные и фантастические постройки. А один из одноклассников написал, что постройку домов в будущем он видит так: быстро возводится каркас из легкого материала, а после этого внизу будущего здания помещают особый вид кораллов, который растет не в воде, а на открытом воздухе. И эти кораллы плетутся по заранее заготовленному каркасу, и постепенно оплетают все здание. формируя его стены. До сих пор не могу забыть эту фантастическую и смелую идею.

Читать еще:  Пробковое дерево материал
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×